Диагностика тормозной системы
Тормозная система автомобиля, одна из самых важных систем,
обеспечивающих безопасность водителя и пассажиров. Поэтому ни в ком случае
нельзя легкомысленно относиться даже к самым мелким ее неисправностям тормозной
системы. При обнаружении синдромов неисправности тормозной системы, необходимо
срочно принять меры для ее устранения и обратиться к специалистам и провести
ремонт тормозной системы.
Признаки неисправности тормозной системы могут быть весьма
разнообразны: скрип, стук, пульсация тормозов, проваливание или излишне
свободный ход педали тормоза, увод автомобиля в сторону при торможении,
неравномерный износ тормозных колодок. Для выявления причин неисправности
тормозной системы желательно проведение диагностики.
Перед определением неисправности в тормозной системе углы установки передних колес,
состояние шин и давление в шинах должны быть в норме. При наличии
неисправностей в антиблокировочной системе тормозов ремонт системы необходимо
производить на станции технического обслуживания.
При
торможении автомобиль уводит в сторону:
-На тормозные колодки с одной стороны
автомобиля попало масло.
-Полностью
или частично заклинило поршень в суппорте.
-На
разных сторонах автомобиля используются тормозные колодки с разным материалом
трения.
-Ослаблены
болты крепления суппорта.
-Изношены
или повреждены элементы рулевого управления или подвески.
Шум тормозов при торможении:
-Полностью
изношена фрикционная накладка тормозной колодки. На многих автомобилях
устанавливают индикатор износа, который издает сильный скрип когда фрикционная
накладка износилась до 2 мм.
-На
некоторых автомобилях (Audi, BMW, Mazda) искривление или отсутствие пружинной
скобы, выполняющей ту же функцию, что и направляющие в суппорте. Сильная
коррозия тормозного диска (может иметь место, если автомобиль длительное время
не эксплуатировался).
-В
зазор между тормозным диском и тормозным щитом попал камешек.
Слишком
большой ход педали тормоза:
-Неисправен
механизм регулировки зазора задних тормозных колодок на барабанных тормозах.
-Неисправен
главный тормозной цилиндр.
-Присутствует
воздух в гидравлической системе тормозов.
-Неисправен
вакуумный усилитель тормозов.
Мягкость
педали при торможении:
-Повреждение
резиновых шлангов тормозной системы (раздуваются), коррозия тормозных трубок,
течь уплотнителей тормозных шлангов.
-Ослаблено
крепление главного тормозного цилиндра. Закупорено вентиляционное отверстие
крышки бачка.
-Неисправен
главный тормозной цилиндр.
-Присутствует
воздух в гидравлической системе тормозов; тормозная жидкость плохого качества.
При
нажатии на педаль тормоза необходимо прикладывать значительное усилие:
-Неисправен вакуумный усилитель тормозов.
-Отсоединен
или поврежден вакуумный шланг вакуумного усилителя тормозов.
-Повреждение
в одном из контуров гидравлической системы тормозов.
-Заклинило
поршень суппорта.
-Неправильно
установлены тормозные колодки. Установлены новые колодки, которые еще не
приработались. Потребуется некоторое время на то, чтобы новый фрикционный
материал приработался к диску или барабану.
-Установлены
тормозные колодки не соответствующего типа.
-Загрязнены
накладки тормозных колодок.
-На
моделях с дизельными двигателями неисправен вакуумный насос.
Появление
сильной вибрации при торможении на педали тормоза или рулевом колесе:
-Сильный
износ или искривление (биение) тормозных дисков (или ступицы). Биение измеряется
при помощи стрелочного индикатора. Для тормозного диска должно быть в пределах
от 0,00-0,15мм; для ступицы 0,00-0,02мм.
-Полный
износ накладок тормозных колодок.
-Ослаблены
болты крепления суппорта.
-Ненадежно
закреплены или изношены элементы рулевого управления или подвески.
Постоянное
подтормаживание колес:
-Заклинило
направляющую или поршень в суппорте тормозов.
-Неправильно
отрегулирован стояночный тормоз. Величина зазора между колодкой и барабаном не
равна требуемой. Неправильная регулировка стержня у педали тормозов или
вакуумного усилителя. Нет необходимого зазора между штоком вакуумного усилителя
и его ответной части в поршне главного тормозного цилиндра.
-
Неисправен главный тормозной цилиндр.
Блокирование
задних колес при умеренном торможении:
-Загрязнены
накладки задних тормозных колодок.
-Покороблены
задние тормозные диски.
-Неисправен
регулятор давления.
Внешние факторы, влияющие на работу тормозной системы:
- Шины,
имеющие различный контакт и сцепление с дорогой, будут тормозить по разному.
Необходимо поддерживать в шинах одинаковое давление воздуха. Шины,
расположенные на одной оси, должны иметь примерно одинаковую глубину рисунка
протектора.
- При
неравномерной нагрузке автомобиля те колеса, на которые приходится большая доля
нагрузки, требуют и большего тормозного момента, чем остальные. Для торможения
полностью груженого автомобиля необходимы более высокие усилия на тормозной
педали.
- Резиновые
тормозные шланги имеют очень плохую черту. Они могут растягиваться, вздуваться
и т. п. Наблюдается эффект демпфирования, т. е. при нажатии на педаль тормоза
давление тормозной жидкости в системе увеличивается. А поскольку шланги слегка
«играют», действие тормозов несколько снижается, приходится давить на педаль
сильнее. Чтобы этого эффекта избежать, ставят фирменные армированные шланги.
- Нарушение
правильных углов установки колес, особенно развала и продольного наклона оси
поворота, приводит при торможении к уводу автомобиля в сторону. К нарушению
углов установки колес приводят неисправности подвески, напр. разбитые
сайлентблоки рычагов, большой люфт наконечников рулевых тяг.