Замена тормозной жидкости
В сервисной
книжке есть такая запись: тормозную жидкость надо менять каждые два года. Между
тем многие водители не придерживаются этого срока. Вместо полной замены
тормозной жидкости ездят <на доливе>, хотя все производители автомобилей
четко регламентируют сроки ее полной замены. Для большинства машин массовых
классов эти сроки укладываются в диапазон 36-60 тыс. км пробега или 2-3 год.
Почему?
Тормозная жидкость работает в
очень тяжелых условиях. Даже при <городском> вождении она нагревается до
+150°С. Если же нагрузки особо высоки (езда с прицепом, горная дорога,
агрессивный стиль вождения и т.п.), то температура тормозной жидкости может
достигать +180°С, а при остановке машины кратковременно подскакивать до +200°С.
Конечно, тормозные
жидкости рассчитаны на такие нагрузки: их заявленные температуры кипения
составляют +205...+265°С в зависимости от конкретной марки. Но в процессе
работы тормозная жидкость неизбежно поглощает влагу, и температура кипения
понижается. Например, если в течение года тормозная жидкость <наберет>
2-3% воды, то температура ее кипения снизится на 30-50°С, то есть она может
закипать при 145-160°С.
Это абсолютно недопустимо.
Происходит так называемая паровая блокировка тормозов: из-за резкого расширения
образовавшихся пузырьков часть жидкости выдавливается в резервный бачок, при
нажатии педали оставшаяся <внизу> жидкость не создает нужного давления
(она насыщена пузырями), и педаль <проваливается>.
Все это
говорит о том, что тормозная жидкость - вещь весьма серьезная, требующая к себе
особого внимания. В чем оно заключается? В контроле за состоянием тормозной
жидкости. Для этой цели есть специальные тестеры, выпускаемые разными фирмами
(например, тестер Felutest 1405). Это небольшие приборчики с зондами, погружаемыми
<для дознания> в тормозную жидкость. Зонд нагревается и определяет
температуру закипания жидкости с точностью до 3 процентов. А на дисплее
высвечивается <приговор> тестера: <срочно заменить>, <желательно
заменить> или <все нормально>. Процесс диагностики занимает не более
45 секунд....
Порядок замены тормозной жидкости:
- Откачайте старую жидкость из тормозного бачка с
помощью шприца.
- Налейте новую жидкость в бачок.
- Отверните штуцер заднего правого тормозного
цилиндра (жидкость потечет самотеком).
- Дождитесь когда потечет вновь залитая, чистая
жидкость.
- Заверните штуцер.
- Подлейте тормозную жидкость в бачок.
- Перейдите к заднему левому колесу, отверните штуцер
тормозного цилиндра и выполните пункты 4, 5, 6.
- Перейдите к переднему правому колесу, отверните
верхний штуцер. Выполните пункты 4, 5, 6.
- Перейдите к переднему левому колесу, отверните
верхний штуцер. Выполните пункты 4, 5, 6.
- Перейдите к переднему правому колесу, отверните
нижний штуцер. Выполните пункты 4, 5, 6.
- Перейдите к переднему левому колесу, отверните
нижний штуцер. Выполните пункты 4, 5, 6.
Только после этого незабудь
прокачать тормоза. Вы заранее приготовили пустую прозрачную бутылку и гибкую
трубочку, например от системы омывания ветрового стекла. Один конец наденьте на
сосок штуцера, а другой опустите в бутылку. Ваш помощник садится за руль, 3-4
раза нажимает на педаль тормоза и удерживает её в нажатом положении прикладывая
к ней усилие. Вы открываете штуцер на тормозном цилиндре, а помощник в это
время дожимает педаль в пол. В таком состоянии он удерживает её пока вы не
завернете штуцер. Далее по вашей команде “Качай” или что-нибудь в этом роде, он
опять нажимает на педаль 3-4 раза и все снова повторяется. При этом из штуцера
тормозного цилиндра по трубочке будет вытекать жидкость, а в последствии –
вместе с пузырьками воздуха. Это видно по всплывающим к поверхности пузырькам.
Как только пузырьки перестанут выходить из трубочки, можно прекратить
“прокачку” этого цилиндра и перейти к следующему.
Порядок удаления воздуха из тормозной системы:
- заднее правое колесо;
- заднее левое колесо;
- переднее правое колесо, верхний штуцер;
- переднее левое колесо, верхний штуцер;
- переднее правое колесо нижний штуцер;
- переднее левое колесо нижний штуцер
Обслуживание
По завершении любой из процедур
обслуживания, связанной со снятием или разборкой какого-либо из компонентов
тормозной системы в обязательном порядке проверяйте эффективность
функционирования тормозной системы и лишь удостоверившись в полной исправности
ее срабатывания, приступайте к эксплуатации автомобиля. Ходовые испытания
следует производить на чистом сухом и ровном дорожном покрытии.
Проверяйте эффективность
торможения транспортного средства на различных скоростях движения и различных
усилиях выжимания педали ножного тормоза. Автомобиль должен тормозиться
равномерно, сохраняя при этом курсовую устойчивость. Старайтесь не допускать
преждевременной блокировки колес, чреватой потерей контроля над управлением.
Помните, что к числу факторов,
оказывающих воздействие на эффективность торможения транспортного средства,
относятся состояние и давление накачки шин, уровень загрузки автомобиля и
правильность геометрии подвески.
Меры предосторожности
При обслуживании компонентов
тормозной системы автомобилей следует соблюдать некоторые особые меры
предосторожности:
• Для заправки тормозной системы используйте
только гидравлическую жидкость класса DOT 1, DOT 2, DOT 3, DOT 4 (предписанную в
инструкции об эксплуатации);
• Фрикционные накладки тормозных колодок/башмаков
могут содержать вредный для здоровья асбест. Старайтесь не вдыхать тормозную
пыль, не сдувайте ее сжатым воздухом. Для протирки компонентов тормозных
механизмов применяйте только специальные чистящие составы;
• Следите за соблюдением всех требуемых допусков и
усилий затягивания крепежа. При обслуживании компонентов пользуйтесь только
исправным инструментом. При малейших сомнениях обращайтесь за помощью к
специалистам. Помните, что исправность функционирования тормозов является
залогом безопасности движения;
При малейших признаках нарушения исправности
функционирования тормозной системы эксплуатация автомобиля должна быть
приостановлена!
Смотреть также:
Виды и переодичность ТО
Замена масла в двигателе
Замена масла в МКПП/АКПП
Замена охлаждающей жидкости
Замена свечей зажигания
Замена топливного фильтра
Замена воздушного фильтра
Замена фильтра салона
Замена ремня привода ГРМ
Проведение ТО по маркам автомобилей