Замена трансмиссионного масла
Трансмиссионные
масла выпускают на минеральной и синтетической основе. По показателю вязкости
точно определить их принадлежность к какой-либо группе невозможно. Чаще всего
синтетические масла имеют вязкость 70W-90, 75W-90, 75W-140, а «минералка» –
80W-90, 80W-140, 85W-90, 85W-140. Более точную информацию об основе масла можно
прочесть в инструкции или подробном описании, предоставляемом производителем.
Как и
моторные, трансмиссионные масла разных классов (по SAE или API) смешивать
нежелательно из-за возможной несовместимости пакетов присадок разных
производителей. Также нельзя соединять «минералку» и синтетику, поскольку эта
смесь может иметь более низкие смазывающие и другие свойства. Смешивать можно
только масла одного производителя, сделанные на одинаковой основе.
При замене
любого трансмиссионного масла агрегат трансмиссии желательно промыть. Этим
исключается попадание продуктов окисления и присадок старого масла в новое, так
как полученная смесь может оказаться не совсем качественной, т.е. иметь
ухудшенные характеристики. Для этой процедуры лучше всего использовать масло,
которое планируете заливать в дальнейшем. Если это не по карману, в качестве
промывки можно использовать веретенное или трансформаторное масло. Чтобы
качественно промыть все внутренности КПП или ведущего моста и не повредить их
детали, автомобиль надо «покатать» на дистанции 200-300 м при небольшой скорости
и минимальной нагрузке.
В отличие от
автоматических трансмиссий (гидротрансформаторов), степень износа КПП,
раздаточной коробки, редуктора и дифференциалов не влияют на периодичность
замены масла. В зависимости от требований автопроизводителей эту процедуру
следует проводить при пробеге от 60 до 100 тыс. км. Хотя некоторые иномарки в
ней либо вообще не нуждаются, либо нуждаются только после капитального ремонта
агрегата.
Классификации трансмиссионных масел
Как и
моторные, трансмиссионные масла классифицируют по значению вязкости и по уровню
эксплуатационных свойств. Американская ассоциация автомобильных инженеров SAE
(Society of Automotive Engineers) характеризует вязкость, текучесть при разных
температурах. Международная классификация по SAE делит масла на зимние с
индексом W (Winter) и летние. Всесезонные масла имеют двойную маркировку –
например, SAE 85W-90, SAE 75W-90 и т. д.
Классификация
по эксплуатационным свойствам Американского Института Нефтепродуктов API
(American Petroleum Institute) предусматривает деление масел на 6 групп в
зависимости от условий работы: типа зубчатой передачи, удельных нагрузок в
контактных рабочих зонах и рабочей температуры. Классы API трансмиссионных
масел маркируются аббревиатурой GL (Gear Lubricant) с нумерацией от 1 до 6. На
практике для трансмиссий легковых и грузовых машин используются масла классов GL-4
и GL-5. Классификация API не охватывает масла для автоматических трансмиссий.
Они имеют собственную классификацию.
Класс вязкости по
SAE
|
Макс. темп.
достиж.динам. вязкости 150 мПа·с, °C
|
Вязкость при 100°C, мм2/c
|
min
|
max
|
70W
|
-55
|
4.1
|
–
|
75W
|
-40
|
4.1
|
–
|
80W
|
-26
|
7.0
|
–
|
85W
|
-12
|
11.0
|
–
|
80
|
–
|
7.0
|
<11.0
|
85
|
–
|
11.0
|
<13.5
|
90
|
–
|
13.5
|
<24.0
|
140
|
–
|
24.0
|
<41.0
|
250
|
–
|
41.0
|
–
|
Группа по API
|
Группа по ГОСТу
|
Свойства и область применения
|
GL-1
|
TM-1
|
Масла для передач, работающих в легких условиях. Состоят
из базовых масел с незначительным содержанием присадок (антиокислительных,
ингибиторов коррозии, легких депрессорных и противопенных). Предназначены для
спирально-конических, червячных передач и механических КПП (без
синхронизаторов) грузовых автомобилейи сельскохозяйственных машин. Обладают
низкими эксплуатационными свойствами.
|
GL-2
|
TM-2
|
Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
Содержат противоизносные присадки. Предназначены для червячных передач.
Обычно используются длясмазывания трансмиссии тракторов и
сельскохозяйственных машин. Эксплуатационные свойства несколько лучше, чем у
масел предыдущей группы.
|
GL-3
|
TM-3
|
Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
Содержат до 2,7% противоизносных присадок. Основные масла для всех видов
передач автомобилей и другойтехники. Не предназначены для гипоидных передач.
|
GL-4
|
TM-4
|
Масла для передач, работающих в условиях разной тяжести –
от легких до тяжелых. Содержат 4% эффективных противозадирных присадок.
Предназначены для конических и гипоидных передач, имеющих малое смещение
осей, для коробок передач грузовых автомобилей, для агрегатов ведущего моста.
Масла API GL-4 предназначены для несинхронизированных коробок передач
североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов (коммерческих
автомобилей), для главных и других передач всех автотранспортных средств. В
настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных
передач, особенно в Европе.
|
GL-5
|
TM-5
|
Масла для наиболее загруженных передач, работающих в
суровых условиях. Содержат эффективные противозадирные и другие присадки.
Основное предназначение –для гипоидных передач, имеющих значительное смещение
осей. Применяются какуниверсальные масла для всех других агрегатов
механической трансмиссии. Для синхронизированной механической коробки передач
используются только масла, имеющие специальное подтверждение соответствия
требованиям производителей машин.
|
GL-6
|
TM-6
|
Масла для наиболее загруженных передач, работающих в очень
тяжелых условиях (большие скорости скольжения и значительные ударные
нагрузки). Предназначеныдля гипоидных передач со значительным смещением осей.
Соответствуют наивысшемууровню эксплуатационных свойств. Класс GL-6
практически не применяется, так как считается, что класс API GL-5 достаточно
хорошо удовлетворяет самым строгим требованиям.
|
Примечание: масла категории GL-4 непригодны для
высоконагруженных гипоидных пар редукторов. Они используются в
синхронизированных механических коробках передач, в том числе совмещенных с
главной передачей (переднеприводное семейство ВАЗ), а также спирально-конических
и мало нагруженных гипоидных передачах.
|